• Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь

Выступление Лямова Н.С.

Lyamov_1.jpgНа пленарном заседании Конференции в числе прочих выступил заместитель министра транспорта РФ Николай Лямов. В своем докладе он подчеркнул, что конференция по вопросу безопасности на транспорте организована очень своевременно и основная задача Министерства транспорта в этой связи – разработка нормативно-правовой базы на основании ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года.

«Вы знаете, что в Министерстве транспорта сейчас идет к финалу завершение подготовки нормативно-правовых документов в соответствии с 16-ым федеральным законом «О транспортной безопасности», который впервые закрепил юридическое понятие транспортной безопасности, как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», – сказал Лямов.

Он отметил, что необходимость принятия данного закона была вызвана участившимися случаями актов незаконного вмешательства в транспортный комплекс страны, имея в виду, в том числе и действия террористической направленности.

«Транспорт ввиду специфики своей работы сам по себе является потенциальным источником опасности. А если в его деятельность происходит противоправное вмешательство, потенциальная опасность становится реальной опасностью с более тяжелыми последствиями: людские потери, материальные и т.д.», – особо подчеркнул выступающий.

Министерство транспорта РФ в пределах своей компетенции во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти принимает меры по повышению уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В целях практической реализации положений федерального закона «О транспортной безопасности» принят ряд нормативно-правовых документов. Это постановление Правительства Российской Федерации № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» от 10 декабря 2008 года; Постановление правительства РФ № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» от 31 марта 2009 года, которое, по сути, дает право начала работы с хозяйствующими субъектами по вопросу транспортной безопасности, аккредитации и дальнейшей работы; распоряжение Правительства РФ № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности» от 5 ноября 2009 года, а также постановление Правительства РФ № 354 «О внесении изменений в некоторые постановления правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности» от 22 апреля 2009 года.

Что касается последнего документа, в нем идет речь о том, что фактически, все агентства, которые подведомственны Министерству транспорта, имеют сейчас подразделения транспортной безопасности.

«Плюс к этому Федеральной службой по надзору в сфере транспорта создано Управление транспортной безопасности, которое имеет свои филиалы в 7 федеральных округах. И часть федеральных округов специалисты вопросов транспортной безопасности идут по субъектам федерации соответственно по видам транспорта. Значит, этими подразделениями исполняются функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности. Ну а те подразделения, которые у нас в агентствах, они наделены полномочиями как отпечаток органа в области обеспечения транспортной безопасности», – пояснил заместитель министра транспорта России.

По его словам, основными направлениями деятельности этих подразделений, от которых зависит состояние безопасности, являются: аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности; утверждение результатов проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и проведение их  категорирования.

Следующим направлением работы Николай Сергеевич назвал ведение реестров категорированных объектов и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.

«Вполне понятно, что 2 года у нас действует 16-ый закон. Практика показала, что надо его немножко видоизменять, уже применительно к той ситуации, которая существует на сегодняшний день. То, что ситуация сегодня не спокойна на транспорте, я думаю, не надо примеры приводить, все вы знаете из средств массовой информации. Та криминальная обстановка на объектах транспортной инфраструктуры вынудила руководство ряда субъектов выступить совместно с руководством крупнейших субъектов транспортной инфраструктуры с инициативой о необходимости ужесточения мер юридической ответственности, применяемых к лицам, виновным в совершении актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса», – заметил Лямов, добавив при этом, что данная инициатива была поддержана Правительством РФ и Советом безопасности.

Разработанный Минтрансом России во исполнение поручения Правительства России проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте» предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях. И, одобренный правительством РФ, он уже внесен в установленном порядке в Государственную Думу Федерального собрания РФ.

Данный законопроект предусматривает изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, направленные на ужесточение ответственности за незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса, а также на установление ответственности за нарушение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также он предусматривает ответственность владельцев транспортной инфраструктуры за непринятие соответствующих мер по вопросам безопасности в соответствии с существующими законодательными актами.

Кроме того, вводится уголовная ответственность за отказ от выполнения трудовых обязанностей работниками транспортного комплекса, когда такой отказ запрещен законом, если это деяние повлекло нанесение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, либо причинение крупного ущерба.

Устанавливается уголовная ответственность лица, обеспечивающего транспортную безопасность, когда несоблюдение им требований вызвало наступление негативных последствий.

В качестве примера, заместитель министра транспорта заметил, что существует ряд документов по подготовке олимпийских объектов к соревнованиям в Сочи и ряд требований к этим объектам при строительстве. В них (документах) четко определена ответственность должностных лиц за завоз технического оборудования, строительных материалов на их соответствие радиационной, химической, взрывобезопасности, с тем, чтобы в дальнейшем не наступило тяжкое последствие нарушения данных требований.

Также в законопроекте ужесточается уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения в независимости от наступления общественно опасных последствий в виде вреда жизни или здоровью или причинения крупного ущерба. Расширяется область объектов уголовно-правовой охраны от диверсий по средствам распространения ее на весь транспортный комплекс.

«Помимо этого, вносятся изменения и дополнения в КОАП РФ. А именно, расширяется область применения административного наказания в виде приостановления деятельности посредством ее распространения на составы правонарушения в области транспортной безопасности. Ужесточается ответственность разных должностных лиц за совершение действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте, посредством увеличения размеров налагаемых на них административных штрафов, а также посредством установления возможности наложения на граждан административного ареста на срок до 15 суток», – рассказал Лямов.

Также, по его словам, устанавливается административная ответственность для субъектов инфраструктуры за невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности при отсутствии общественно-опасных последствий, за невыполнение в установленный срок законного предписания требований органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления информации об актах незаконного вмешательства.

«На мой взгляд, на наш взгляд, на взгляд Министерства транспорта, да и специалистов в этой области принятие законопроекта позволит усилить ответственность за нарушение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также ужесточить наказание за незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса, что, в свою очередь, позволит повысить степень ее защищенности от актов незаконного вмешательства», – выразил свою точку зрения докладчик.

Николай Лямов упомянул и о проблеме ведомственного нормативно-правового регулирования. Он сообщил, что в настоящее время разработаны и проходят процедуру согласования в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проекты приказов Минтранса России, которые необходимы для реализации 16-го федерального закона «О транспортной безопасности». Это проекты законов «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и «О порядке разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В настоящее время Министерством транспорта подписаны и направлены на госрегистрацию в Минюст России следующие приказы:
– «О порядке установления количества категорий и критериев категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;
– «О порядке ведения реестров объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Замминистра остановился и на проблемах реализации 16-го федерального закона, существующих на сегодняшний день.

«Не в полном объеме приняты нормативно-правовые акты, которые необходимы для исполнения федеральными агентствами на видах транспорта функций компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени не разработаны тарифы на проведение оценки уязвимости специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Не реализованы в полном объеме мероприятия по созданию единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности», – сказал он.

Говоря о взрывах на железной дороге, в частности о событиях ноября прошлого года (подрыв на высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург), Лямов подчеркнул необходимость форсирования проводимой нормотворческой работы и скорейшего перехода к практическим мероприятиям.

Немаловажным вопросом, на который сегодня обращается серьезное внимание, Николай Лямов назвал также использование средств транспортной безопасности. По его мнению, мероприятия, осуществляющиеся в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система ГЛОНАСС», помогут повысить уровень защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

«Здесь следует иметь в виду следующие вещи или направления, что основная нагрузка на исполнение закона, безусловно, ляжет на субъекты транспортной инфраструктуры, юридические и физические лица, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры или же транспортных средств. Работы по технической, физической защите объектов согласно мероприятиям плана будут выполняться силами и за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры. Государство по-прежнему остается основным владельцем транспортной инфраструктуры: это, прежде всего, федеральные наши дороги, судоходные каналы на внутренних водных путях и естественно та дорожная инфраструктура, которая имеет место на федеральных автомобильных дорогах. Поэтому здесь определенную нагрузку, наверно, наиболее существенную в материальном плане, будет нести и государство в целом. Вот это все закреплено федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», – подчеркнул выступающий.

«Мы отдаем себе отчет <…>, что тяжесть исполнения федерального закона, положений, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов в основе своей, естественно, ляжет на бизнес, на владельцев транспортной инфраструктуры. Но законами четко определены и еще будут определены в течение года требования к каждому объекту, которые пока подкатегорированы. И не даром я так глубоко и широко остановился на изменениях в Уголовном кодексе, в Уголовно-процессуальном кодексе и т.д., то есть с тем, чтобы было понятно, что никто не снимал и не будет снимать ответственность как с государства за неисполнение обязанностей по вопросам безопасности, так и с владельцев транспортной инфраструктуры», – резюмировал Николай Сергеевич.

© 2005-2017 НП «ЕТС «АЛС». Авторские права на материалы, опубликованные на нашем сайте, принадлежат Партнерству, либо другим авторам или изданиям, копирование разрешено только с письменного разрешения Партнерства.

Телефон/факс: +7 (495) 739-34-00    
Почтовый адрес: 125212, г. Москва, Кронштадтский бульвар, дом 7, строение 4, офис 21.
Юр. адрес: 119571, Москва, Ленинский проспект 158, офис 310 
E-mail: info@rosbuslines.ru