• Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь

Главные события

  • Главные события

Одна на всех. Зачем Кировской области единая транспортная компания


Руководство Кировской области заявило о намерении создать единую транспортную компанию, которая займется как городскими, так и междугородними перевозками. Рассматриваются несколько вариантов: слияние городского «Автотранспортного предприятия» с областным «КировПассажирАвтотрансом», а также создание новой компании с нуля. Почему власти заговорили об объединении и поможет ли оно вытащить отрасль из ямы – разбирался «ФедералПресс»


 Кризис перевозок

Обеспокоенность правительства Кировской области проблемой развития пассажирских перевозок вполне объяснима – уже несколько лет депутаты, общественники и сами перевозчики говорят о деградации отрасли. Износ автобусных парков государственных и муниципальных предприятий составляет 85 %. А в некоторые районы области сейчас можно добраться только на такси. Регулярные рейсы в удаленные от областного центра районы были отменены в связи с их убыточностью, поскольку действующие тарифы не покрывают затраты перевозчиков. Частники-нелегалы тоже предпочитают доходные направления.

Однако «КировПассажирАвтотранс» (КПАТ) как государственное предприятие вынуждено исполнять социальные функции и работать себе в убыток. Ситуацию могли бы поправить субсидии, но расходы на господдержку автотранспортных предприятий в 2017 и 2018 годах так и не были предусмотрены – в правительстве заявляют, что областной бюджет принят с предельным уровнем дефицита.

В Кирове горожане жалуются на чадящие автобусы, часовые промежутки между рейсами и нарушение правил дорожного движения водителями. А деятельность муниципального «Автотранспортного предприятия» (АТП), обслуживающего большую часть городских маршрутов, в последние годы обросла скандалами.

Недавняя проверка Контрольно-счетной палаты (КСП) подтвердила почти все претензии, которые ранее высказывались в адрес руководства АТП. Выяснилось, что предприятие продавало свое имущество за бесценок, работало с некоторыми подрядчиками на «особых» условиях и заложило 11 % зданий, 20 % земельных участков и 29 % своих транспортных средств. Несмотря на относительно неплохую доходность маршрутов, общий объем долгов предприятия достигает почти 0,5 млрд рублей. В КСП подчеркнули: если все кредиторы начнут требовать немедленной выплаты долгов и пойдут в суд, то имущество вполне могут арестовать и работа пассажирского транспорта в областном центре будет парализована.

Сложно и долго

Очевидно, что ситуация требует немедленного вмешательства, но не все эксперты согласны с идеей объединить АТП и КПАТ. А те, кто поддерживают идею создания единой транспортной компании, утверждают, что процесс не будет быстрым и простым.

По мнению директора «КировПассажирАвтотранса» Дениса Пырлога, оба варианта, которые сейчас рассматриваются, будут долгими.

«С одной стороны, было бы правильно создавать единую компанию на базе нового предприятия, которое не обременено финансовыми проблемами. Но одновременно встает вопрос о том, что будет с КПАТ и АТП, у которых есть свои обязательства и долги, – поясняет Денис Пырлог. – У АТП заложена чуть ли не половина имущества, а 49 % акций КПАТ принадлежат компании «Движение-Нефтепродукт». Впрочем, и создание нового предприятия займет много времени: нужно получить лицензию, которая делается отнюдь не быстро, провести конкурсы. Этот процесс может занять несколько лет».

По словам директора КПАТ, при благоприятном раскладе создание единого перевозчика могло бы помочь решить ситуацию с доходностью маршрутов. Во время последнего конкурса почти все доходные маршруты получило муниципальное АТП и ООО «Автохозяйство». Межмуниципальные перевозчики, наоборот, оказались в сложной экономической ситуации. Сейчас КПАТ выполняет 65 маршрутов, из которых только восемь приносят доходы. По словам Пырлога, при слиянии АТП и КПАТ финансовую ситуацию можно было бы выровнять при минимальном привлечении бюджетных средств.

«Очень важно, чтобы должность главы такой компании занял человек с безупречной репутацией, который имеет большой опыт работы в отрасли. Его деятельность нужно изучить всесторонне, начиная с ФСБ и заканчивая полиграфом, – уверен Пырлог. – Транспортная отрасль дает большое поле для разного рода махинаций, и многие руководители предприятий этим пользовались. Чтобы такого не повторилось, работа должна вестись максимально прозрачно и открыто. Возможность связаться с руководителем предприятия должны иметь не только все сотрудники, но и пассажиры».

Станет ли лучше?

В паблике «Кировский транспорт», который ведут общественные активисты и градозащитники, считают, что создание единой компании – не лучший вариант. В качестве примера неудачного объединения они приводят слияние «Кировского транспортного предприятия», которое обслуживало троллейбусные маршруты, с «Автотранспортным предприятием» в 2013 году.+

Тогда, отмечают активисты, чиновники обещали, что это должно сказаться на экономике предприятия, снизить расходы на содержание управленческого аппарата и хозяйственные нужды, общие для автобусников и троллейбусников. Результат – и это позже чиновники тоже признали – получился совсем не таким: и водители, и кондукторы, и сами пассажиры начали жаловаться, что ситуация изменилась совсем не в лучшую сторону.

«Начнем сплюсов:после слияния возобновлена работа 4 троллейбусного маршрута, на 5 автобусном маршруте «пазики» заменены на автобусы большой вместимости, а также закуплено 25 новых автобусов, – говорят активисты. – И теперь о минусах:закрыто троллейбусное депо № 2, не работают две тяговые подстанции, не было закуплено ни одного троллейбуса, закрыты 6 троллейбусный и 68 автобусный маршруты, троллейбусы маршрута № 11 заменены на«пазики», снизился пассажиропоток на маршрутах № 11 и № 22, маршруты № 9 и № 54 остро нуждаются в автобусах большой вместимости».

Активисты уверены, что слияние не поможет оптимизировать управленческие расходы. Кроме того, необходимость работать под чьим-то крылом не пойдет на пользу частным предприятия.

«Немалые денежные суммы, которые частники могли бы вложить в развитие своих парков, уходят на оплату «входного билета» для обслуживания маршрутов. Яркий пример – 17 маршрут. ООО ТЭП «Трансавто К», которое его обслуживает, за три года почти полностью обновило парк автобусов, имеет свою ремонтную базу, а также резервные машины на случаи поломок. Также можно вспомнить ООО «КаМел-Авто», которое обслуживает ряд маршрутов – № 50, 70 и 90, имеет в том числе автобусы большой вместимости, регулярно обновляет подвижной состав и вполне может существовать автономно», – говорят активисты.

УК для транспортников

Идея об объединении автотранспортных предприятий, высказанная кировскими властями, не нова. О намерении создать центр организации перевозок, который будет контролировать деятельность транспортной инфраструктуры, заявила Марий Эл. Удмуртия рассматривает возможность создания государственного предприятия взамен приватизированного «Удмуртавтотранса», чтобы решить проблему обслуживания убыточных маршрутов.+

Эксперты отмечают, что и кировский, и удмуртский варианты потребуют привлечения больших ресурсов. Проще задачу решили в Саранске, где к ЧМ-2018 создали центр управления пассажирскими перевозками. Во время мундиаля специально созданная структура регулировала движение всех видов наземных транспортных средств и обеспечивала безопасность пассажирских перевозок. О похожей концепции, по словам Пырлога, могут подумать и кировские власти.

«Можно было бы подумать о некой управляющей компании для транспортников, которая может координировать деятельность всех перевозчиков, – считает Денис Пырлог. – Это позволит централизовать процесс без глобальных изменений. В идеале эти функции мог бы взять на себя отдел транспорта администрации города, но сейчас он не очень хорошо справляется со своими обязанностями».

«Однако я уверен, что любое решение должно обсуждаться со специалистами, жителями города и общественными активистами. Есть смысл провести общественные слушания, чтобы никто не мог потом сказать, что власти приняли решение без учета мнения горожан», – резюмировал директор «КировПассажирАвтотранса».

Фото: администрация города Кирова,pixabay.com

Источник: http://fedpress.ru/article/2121445


© 2005-2017 Ассоциация «ЕТС «АЛС». Авторские права на материалы, опубликованные на нашем сайте, принадлежат Партнерству, либо другим авторам или изданиям, копирование разрешено только с письменного разрешения Партнерства.

Телефон/факс: +7 (495) 739-34-00    
Адрес:  125212, г. Москва, Кронштадтский бульвар, дом 7, стр. 4, офис 21. 
E-mail: info@rosbuslines.ru